Иркутск
Справочник Иркутск

ЧУМовая жизнь

15 ноября 2016, 14:47 Салехард, Семья, Стиль жизни

Для коренных малочисленных народов севера традиционным жилище является чум. Это универсальная постройка северных народов, он представляет из себя переносную палатку, его конусообразная форма приспособлена для суровых условий ямальской тундры – снег будет скатываться, не задерживаясь и не ломая шесты, и сам чум будет более устойчивым в метель и сильный порывистый ветер.

Обычно чум состоит из 30-40 шестов – чем больше шестов, тем больше размер самого чума. Различают зимний и летний чум. В летнее время для покрытия используют более легкие материалы, в древности это была береста. А для зимней поры чум «укутывают» в оленьи шкуры.

Первый миф с которым может столкнуться турист на Ямале: «Чум собирается и разбирается только женщиной. Это ее обязанность и мужчина не имеет никакого права вмешиваться или помогать». Беседуя с жительницей тундры Тайшиной Людмилой Езиковной, которая прожила большую часть жизни в тундре и вместе с мужем проехавшая большую часть Байдарацкой тундры рассказала о том, что это огромный труд.

«Когда мы приезжаем на нартах на новое стойбище, то сразу же переодеваемся в более легкие одежды – тяжёлые и очень теплые малицы и ягушки, из оленьего меха, не помогут скорее поставить чум. Дальше вместе всей семьей, иногда с помощью соседей ставится чум. Это совсем не простое занятие. Вы просто представьте! Зима, мороз, тундра – места где согреться нет, нужно как можно скорее установить конструкцию, обернуть шкурами и начать готовить обед для мужа и детей. Это глупости, женщина никогда не сможет быстро поставить чум для большой семьи! В тундре никогда нет разделения на «мои-твои» обязанности, здесь все делают вместе, помогают друг другу!»

Тундровая жизнь не такая простая, рабочий день длится от восхода солнца и до заката. Мужья чаще всего уходят на весь день в тундру пасти стада, а женщины остаются у очага – готовят обед, выделывают шкуры, шьют одежду, присматривают за детьми. Кто-то верит в то, что чум разделен на мужскую и женскую половину, и мужчине нельзя заступать на территорию женщины – мол древнее существо, которое стережет очаг разозлится и будет оскорблено таким поведением. Это тоже миф, в семье Тайшиных никогда не было таких правил. Людмила Езиковна говорит:

«Как я могу мужу запретить ходить по чуму? Вот придет к нам гость, а я мужу указываю где ему сидеть? Нет, так не правильно. Вот был случай, у нас нарта сломалась, а на следующее утро мужу ехать в стадо, которое мы выпасали вместе с другими семьями. Нарту нужно сделать сейчас, уже вечер и ее удобнее будет отремонтировать у очага – там и светло и тепло. Вот муж сел возле там, ножом обстругал древесину, все подправил, весь мусор в огонь кинул – и все хорошо, все довольны. Или, когда я шкуру оленя выделывала – я садилась там, где будет удобнее и разумнее. Нет в чуме этого глупого правила, здесь все вместе!»