В свои 92 года Пьер Карден продолжает жить и работать практически в таком же темпе, как и полвека назад. Знаменитый кутюрье часто шутит, что в начале 1950-х его считали самым молодым в мире моды, а теперь вот он оказался самым пожилым. Карден, которого называли главным революционером от моды, начинал как художник театра и кино (это он создавал костюмы к фильму Жана Кокто «Красавица и чудовище»), ввел в моду десятки изобретений, которые продолжают тиражироваться до сих пор, — от юбок-тюльпанов и цветных колготок до узких брюк и пиджаков без воротника для группы The Beatles — и первым вывел в народ коллекцию pret-a-porter, устроив в 1959 г. дефиле в универмаге Printemps. За это его даже на время исключали из Федерации высокой моды; впрочем, восстановив свое членство несколько лет спустя, Карден стал ее президентом. Скандал же сразу пошел ему на пользу: оказавшись на обложках Vogue и The New York Times, он окончательно прославился и стал открывать свои корнеры в крупнейших универмагах мира. А потом Карден первым из кутюрье придумал продавать свои именные лицензии не только на одежду: под его именем с 1970-х гг. производятся сотни товаров, от парфюмерии и галантереи до сардин и облицовочной плитки. Три года назад Карден с целью продажи своего бизнеса оценил его в 1 млрд евро (финансовые показатели принадлежащих модельеру компаний не раскрываются).
В 1981 г. кутюрье приобрел самый знаменитый ресторан Парижа — Maxim’s, после чего начал выпускать под этой маркой различные деликатесы. Большинство из них не относятся к товарам, подпавшим под российское эмбарго, так что Карден может продвигать марку Maxim’s в России, как и собирался на момент нашей встречи. Это для него, впрочем, не только и не столько место для бизнеса, хотя он начал зарабатывать у нас еще в советские времена. «У меня всегда была настоящая страсть к России», — признавался он в эфире «Эха Москвы» в начале 2000-х. В прошлом году Карден был награжден российским орденом Дружбы. Но и без всяких орденов он связан многолетней дружбой с Родионом Щедриным и Майей Плисецкой, первым вывез на зарубежные гастроли рок-оперу Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» и всегда с интересом встречается с российскими художниками самых разных направлений, от каллиграфа Евгения Бакулина до скульптора Александра Бурганова, чьи монументальные работы удачно вписались в пейзаж прованского городка Лакост. Здесь находится принадлежащий Кардену замок маркиза де Сада (см. врез), природа напоминает родную для мэтра Италию, а официанты в кафе Sade с удовольствием поют по-русски дуэт Кончиты и Резанова «Я тебя никогда не забуду // Я тебя никогда не увижу», который так нравится французскому кутюрье.
Источник новостей: Рамблер