Иркутск
Справочник Иркутск

«Транснефть» не готовит допэмиссию в пользу «Роснефти»

19 февраля 2014, 19:36 Бизнес, Салехард, Экономика

Противостояние двух крупнейших государственных компаний, работающих в нефтяном бизнесе, — «Роснефти» и «Транснефти» — перешло в новую плоскость. В центре спора нефтепроводной монополии и нефтедобытчика по-прежнему находится нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО).

Правительство днем ранее одобрило инвестиционную программу «Транснефти». До 2020 года монополист вложит в свое развитие 1,99 трлн рублей, заявил президент компании Николай Токарев. «Цифра это предварительная, ряд проектов еще не прошли Главгосэкспертизу», — подчеркнул топ-менеджер. Большая часть этой суммы — 1,350 трлн рублей — пойдет на реконструкцию существующей системы нефтепроводов. На строительство новых объектов пойдет 663 млрд рублей.

Часть этих средств пойдет на модернизацию ВСТО и расширение его пропускной способности до 80 млн тонн. Сейчас емкость первой очереди нефтепровода составляет 37 млн тонн, второй — 18 млн тонн. Расширение будет завершено к 2020 году.

По словам представителя «Транснефти», компания видит четыре основных источника средств для реализации этого проекта. Первый — заемные средства. Второй источник — индексация тарифов. В этом году правительство заморозило рост тарифов естественных монополий, включая «Транснефть». Но уже в 2015-17 гг. ее тарифы вырастут на 90% от инфляции, а затем прирост будет составлять 90-100% инфляции.

Третий источник дохода — потенциальное введение дополнительной инвестиционной составляющей в тарифе на прокачку нефти на восточный порт Козьмино в размере 10 долларов с тонны.

Последний источник — гибкая дивидендная политика. Сейчас нефтепроводная монополия выделяет на поддержку акционеров 25% чистой прибыли по РСБУ. Другие госкомпании направляют на дивиденды четверть прибыли, но по МСФО. Такой формат отчетности учитывает не только доходы головной компании, но и всех ее дочерних подразделений. Минфин, в свою очередь, лоббирует повышение этой планки до 35%. По словам министра энергетики Александра Новака, пересмотр дивидендной политики будет поэтапным и завершится к 2020 году. При этом компания рассчитывает отдавать на дивиденды 25%, а не 35% прибыли.

Примечательно, что ни сама «Транснефть», ни профильные министерства не рассматривают возможность финансирования проектов компании за счет допэмиссии, как в пользу «Роснефти», подчеркнул Александр Новак.

Однако сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на письмо президента «Роснефти» премьеру Дмитрию Медведвеву сообщила о предложении нефтяной компании купить допэмиссию акций «Транснефти». Средства от дополнительного размещения акций «Транснефть» могла бы направить на расширение ВСТО и не повышать тарифа на прокачку по нему.

«Транснефть» как инфраструктурная компания навязывает всей отрасли и всей экономике свои имманентные цели и интересы», — заявил представитель нефтяной компании.

«Приведенная цена на январские партии нефти сорта смесь ВСТО в Западной Сибири были примерно на 5-7 долларов за баррель выше, чем эквивалентный индекс для западных направлений поставки Urals, поскольку на восточную нефть действует относительно низкий сетевой тариф», — отмечает директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов.

Таким образом, введение в тариф инвестиционной составляющей в размере 10 долларов привело бы к сокращению, но не полной отмене премии.

Впрочем гарантии того, что идея дополнительной инвестиционной составляющей будет принята, нет. Курирующий промышленность вице-премьер Аркадий Дворкович уже заявил, что «Транснефти» должно хватить средств инвестпрограммы для расширения нефтепроводной системы ВСТО без подобного нововведения.

Отметим, кроме расширения ВСТО инвестпрограмма «Транснефти» предполагает строительство нефтепровода «Заполярье — Пурпе» и «Куюмба — Тайшет». Кроме того, одобрен проект расширения нефтепродуктопровода «Север» с 8,6 млн тонн до 15 млн тонн и строительство проекта «Юг» мощностью 6 млн тонн в год.

Читать на сайте BFM.RU