«Я, когда уговаривал прекратить этот бизнес, так и сказал: «Вы зарабатываете копейки, при этом ломаете человеческие жизни. Стоит это того?»», - такими словами мэр Саянска (Иркутская область) Олег Бобровский описал газете ВЗГЛЯД способ, которым он полностью прекратил продажу «Боярышника» в своем городе. По последним данным Минздрава Иркутской области, число жертв отравления спиртосодержащим концентратом для ванн «Боярышник» составило 77 человек. По этому делу проходят 22 человека, семь из них отправлены под стражу, им предъявлены обвинения за «производство, хранение, перевозку, либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
При этом в регионе, в 246 км от областной столицы, есть город Саянск, власти которого, увидев в «моде» на спиртосодержащие жидкости реальную опасность, ввели полный запрет на их продажу еще год назад, с января 2016 года.
Газета ВЗГЛЯД поинтересовалась у мэра Саянска Олега Боровского, что в свое время побудило муниципалитет пойти на подобные меры, которые - как показал негативный пример Иркутска - оказались дальновидным и спасительным решением.
ВЗГЛЯД: Насколько употребление «Боярышника» было актуальной проблемой для города до полного запрета продажи?
Олег Боровский: В Саянске продавать «Боярышник» начали в 2015 году, в хозяйственных и парфюмерных отделах различных магазинов. Правда, до специализированных автоматов по продаже пузырьков, которые появились в других регионах России, у нас не дошло. Впоследствии мы насчитали в городе 14 торговых точек, где продавалось это вещество. Возили его к нам, кстати, из Иркутска, так что можно предположить, что трагедия, которая произошла там, могла повториться и у нас, в Саянске.
ВЗГЛЯД: Инициатива по запрету исходила от муниципалитета?
О.Б: Первыми забили тревогу, естественно, сами горожане – пузырьки непонятно с чем, стоят копейки, люди их активно покупают, пьют вместо водки. Кстати, в ходу был не только «Боярышник», но и так называемый «Лосьон на бруньках». К нам в администрацию потянулись люди. Помню, как лично ко мне на прием пришла женщина из малообеспеченной семьи, плакала, говорила, что муж берет по дешевке какую-то дрянь, спивается. И подобные сигналы пошли один за другим.
ВЗГЛЯД: По какой цене тогда реализовывались эти «пузырьки» в городе?
О.Б.: Где-то по 30-35 рублей за флакон продавали. При этом коммерсанты-реализаторы с каждого флакона оставляли себе по 5-6 рублей. В принципе, доход совсем небольшой, в день где-то по 200–300 рублей на одного предпринимателя выходило. Я им, когда уговаривал прекратить этот бизнес, так и сказал: «Вы зарабатываете копейки, при этом ломаете человеческие жизни. Стоит это того?».
ВЗГЛЯД: Легко ли удалось наладить контакт с реализаторами сомнительного продукта?
О.Б.: Думаю, внутренне они понимали, что делают что-то неправильное, но по закону претензий к ним никаких быть не могло. Вдобавок у них это был не основной источник дохода, все имели собственные торговые точки, поэтому мне было довольно несложно найти их через председателя городского Совета предпринимателей. Пригласили на беседу ко мне всех, кто имел отношение к продаже этого концентрата – 18 человек, причем среди них был только один мужчина, остальные – женщины. Думаю, достигнуть понимания так быстро удалось и во многом благодаря этому, поскольку женщинам такие социальные проблемы как алкоголизм, точнее – алкоголик в семье, более понятны.
ВЗГЛЯД: Но все-таки при полном отказе от торговли коммерсанты должны были понести определенные убытки…
О.Б: Мы выбрали компромиссный вариант. Встреча происходила осенью 2015-го, они говорят: «Мы можем пострадать», а я им ответил: «У вас есть время до января 2016-го распродать все запасы, которые у вас остались». Думаю, они успели избавиться от этого товара. Мы потом, летом 2016 года проводили проверки по торговым точкам, потому что, как говорят в народе, доверяй, но проверяй. И убедились в том, что нашего соглашения предприниматели придерживаются четко.
ВЗГЛЯД: Обратную связь от населения почувствовали?
О.Б: Конечно. Признаюсь, я не ожидал подобного эффекта. В администрацию постоянно звонили, благодарили. Письма писали.
ВЗГЛЯД: А не появились ли опасения, что пьющий контингент заменит «Боярышник» и «Лосьон на бруньках» каким-нибудь другим суррогатом? Пить-то вряд ли стали меньше?
О.Б.: Город у нас небольшой и по сути, все друг друга знают. И знают также про тех, кто увлекался подобными концентратами. Мы провели у себя на телевидении и в прессе точечную компанию, пристыдили таких людей. Думаю, большинство сделали выводы. Что же касается закоренелых алкоголиков, то их уже вряд ли чем-то исправишь. Но я бы не сказал, что таких людей много в Саянске.
ВЗГЛЯД: Вы не пытались распространить свой положительный опыт борьбы со спиртосодержащими жидкостями на другие города Иркутской области?
О.Б: Целенаправленно – нет. Сюжет про нас показывали по региональному телевидению, потом мне звонили мэры других городов, интересовались, я рассказывал, что да как мы делали. Ну, а почему коллеги не взяли наш опыт на вооружение – я сказать не могу.
Источник новостей: Рамблер